воскресенье, 8 февраля 2009 г.

Гимн результату, или как я писал дипломный проект.

Представьте себе курсанта пятого курса военного училища. Пока еще не офицер, но уже и не совсем курсант. Примерно, как головастик – еще не лягушка, но уже и не икринка – сам может перемещаться в пространстве и развиваться. Вспоминаю себя таким вот головастиком в январе восемьдесят пятого. Последние полгода пребывания в училище пятикурсник не ходит на занятия, практически освобожден от службы в нарядах. Главная его задача – написание и последующая защита дипломного проекта.

Заканчивал я инженерный факультет радиоэлектроники, но тема диплома мне досталась не совсем профильная, вернее сказать, совсем непрофильная – из курса инженерной психологии. Называлась "Создание тренажера подготовки операторов системы "человек-машина". Область эта для меня была совершенно незнакома. Взять другую тему не было возможности – их количество ограничено, и они уже все распределены между моими однокурсниками. Я призадумался: «Что же делать?»

Как правило, диплом в те времена, когда не было интернета, писался примерно следующим образом. Курсант шел в архив, брал работу по своей теме за прошлый год, изучал её, что-то брал в готовом виде, что-то добавлял свое, в итоге получался новый проект. Я тоже было ринулся в архив, нашел диплом по моей теме и ... понял, что ничегошеньки из него взять не смогу. Сам тот диплом состоял из весьма странной так называемой логической схемы, на которой были изображены квадратики, обозначающие целые блоки, и стрелочки, показывающие пути прохождения каких-то неведомых мне сигналов. Из скудного описания, прилагающегося к нему, понять как "оно" работает было совершенно невозможно. Бред, да и только. Как он был защищен в прошлом году, да еще на «отлично», оставалось только догадываться. Хуже всего было то, что по условиям защиты, начиная с нашего выпуска, дипломный проект должен сопровождаться не только схемой и описанием, но еще и экспериментом, то есть какое-нибудь устройство нужно попросту спаять самому. Но как можно спаять то, на что нет принципиальной схемы? Квадратики то эти в "железо" не превратишь!

Да... "Нам бы схему иль чертёж – мы б устроили вертёж!"
Я, подобно Федоту-Стрельцу из известной сказки Леонида Филатова, получил задание сделать то, "чего вообще не может быть".

Итак, мне предстояло разработать тренажер подготовки этих чёртовых операторов, при этом что-то реально спаять, и чтобы это работало. Воспользоваться предыдущим дипломом не было никакой возможности, да и, честно говоря, желания. Я осознал, что мне предстояло сделать что-то в буквальном смысле из ничего...
Очень хорошо помню те первые смутные дни работы над дипломом. Я приходил в читальный зал, садился за стол, брал ручку, тетрадь и ... ничего, понимаете, совсем ничего! Я понятия даже не имел за что, собственно браться, с чего начать. Так прошло несколько дней. Ни одной записи, ни одной идеи! Но, чем в большей степени я осознавал это самое "ничего", тем сильнее внутри меня росло желание написать достойную работу по этой странной теме. В конце концов, наступил момент, когда желание это переполнило меня настолько, что превратилось в чёткую цель, которую я непременно должен был достигнуть к определенному сроку.

Цель моя словно маяк побуждала меня к определенным действиям в заданном направлении. Она как будто бы сама по себе начала структурировать некий информационный вакуум, в котором я пребывал. Я чувствовал, что в этом вакууме вот-вот что-то родится, был в предвкушении некоего творческого действа. Это принесло мне необычайную радость, и понимание того, что движение началось, что с мертвой точки я потихонечку сдвигаюсь. Внешне все выглядело так же. Я по-прежнему сидел за столом и ничего не писал. Но внутри меня уже полным ходом шли мыслительные процессы. Бесчисленное количество раз я сам себе задавал целеполагающие вопросы: «какова функция тренажера?», «как определить степень подготовленности», «как узнать о том, что эта степень изменилась» и так далее. То была настоящая мозговая атака.

Я стал мысленно представлять себе несчастных, плохоподготовленных операторов, которым как воздух нужен мой тренажер, а то их с работы выгонят за профнепригодность. Начал читать литературу по этой самой инженерной психологии. Оказалось, что работа оператора характеризуется некоторыми параметрами – точностью принятия решений, временем принятия решений и психоэмоциональной напряженностью. Значит, если я хочу с помощью своего тренажера улучшить работу несчастных, то нужно как-то регистрировать эти параметры. Далее, их значения связать воедино, одним словом, вывести некий коэффициент подготовленности оператора, который можно было бы определить с помощью моего тренажера. Мысли мои начали складываться в единую стройную систему.

Оставалось только найти способ каким-то образом связать три разрозненных параметра в один, – здесь был нужен определенный математический аппарат. Осознав свою некомпетентность в этом вопросе, не теряя понапрасну время, я решил обратиться за помощью к одному умнейшему человеку – полковнику Ложкарёву, преподавателю системотехники, лекции которого мы слушали с открытыми ртами. Он меня внимательно выслушал, сам весьма заинтересовался подброшенной "задачкой" и попросил зайти к нему домой через пару дней.
Мучительно долго длилась эта самая пара дней. Я изнывал от жажды узнать, что же предложит мне преподаватель. Наконец, подошло время назначенной встречи. С волнением я постучался к нему в дверь. Полковник Ложкарев любезно пригласил меня в комнату. Он пребывал в явно приподнятом настроении, по всему чувствовалось, что решение данной проблемы доставило ему определенное творческое удовольствие. Он достал лист бумаги, карандаш и буквально за пять минут обрисовал мне весь предлагаемый механизм вычислений. В его основе был заложен принцип так называемого вектора недостижения цели. Сам метод оказался прост, понятен и даже, я бы сказал, изящен. Горячо его поблагодарив, я взял тот листок как драгоценный подарок судьбы. По воле случая этот человек впоследствии был назначен написать рецензию на мою дипломную работу, сами понимаете – рецензия получилась отменной.

Теперь все окончательно встало на свои места. Осталось только оформить чистовик (для чего купить перьевую ручку и чернила непременно фиолетового цвета), изготовить устройство, высчитывающее пульс для определения напряженности, и подключить его к вычислительной машине "Искра" - некоему гибриду калькулятора и микроволновки. Всё было исполнено к назначенному сроку защиты. Однако в самый последний день в моем устройстве сгорела одна микросхема, а другой такой в лаборатории не оказалось, найти её еще где-нибудь уже не было времени, в общем остался я без эксперимента и мог надеяться в лучшем случае на четверку.

...Пришел мой черед доклада. Я начал рассказывать, рисовать на доске свои формулы. Все члены комиссии дружно заснули глубоким сном, так как тема моя для них была неизвестна, стало быть, неинтересна. Не спал только председатель комиссии – подполковник из московского научно-исследовательского института – он буквально пожирал глазами мои формулы. Когда я закончил изложение теоретической части, и нужно было переходить к демонстрации эксперимента, мне осталось только развести руками и сказать, что, мол, операционный усилитель сгорел, а другого такого во всем училище нет.

Подполковник энергично встал, подошел ко мне и, пожав мне руку, произнёс:
–Товарищ курсант! Да мне глубоко наплевать на Ваш неудавшийся эксперимент. Я Вам ставлю твердую пятёрку! По крайней мере, Вы – единственный из всех сдающих сегодня, кто действительно понимает то, о чем говорит, тем более, тема Ваша очень непростая и требует разносторонней подготовки, которую Вы нам сегодня блестяще продемонстрировали. И если у членов комиссии к Вам вопросов нет, можете быть свободны. У проснувшихся от его громкого голоса членов комиссии никаких вопросов ко мне не возникло. Я вышел из кабинета в состоянии полной эйфории. Цель моя была достигнута.

Примерно через год тот подполковник приехал в командировку в войсковую часть, куда я попал служить по распределению. Мы с ним встретились на КПП. Разговорились. На его вопрос, чем я занимаюсь, ответил, что обслуживаю дизельные установки. Он недоуменно воскликнул:
– Да что Вы делаете на дизелях! Вам же в науку идти нужно. Я очень хорошо помню Вашу работу, поверьте, она тянет на кандидатскую диссертацию!
Мне захотелось сказать в ответ:
– Ну, так возьмите меня к себе в науку, не подведу.

Но я воздержался. Потом пожалел, потом подумал, что и хорошо. Ведь уйди я тогда в «науку», может, до сих пор был бы бесквартирным, потому как мне рассказывали, что в том институте с квартирами напряжёнка.

– А где же здесь про сетевой маркетинг? – может спросить меня строгий читатель.
Да, собственно, везде, только о нем и пишу. Случай этот из моей жизни я Вам рассказал только для того, чтобы лишний раз продемонстрировать, что при наличии ясной цели можно даже из «ничего» написать работу, «тянущую на кандидатскую диссертацию». А из чего получается наш бизнес? Да, в общем-то, из ничего. Во всяком случае, нам не требуется ни производственные мощности, ни наемная рабочая сила, ни сырье. Нужна только лишь цель, а как же без неё? Именно она структурирует вокруг нас пространство, в котором будет развиваться структура.
Думаю, что Вы, дорогой читатель, наверняка сможете вспомнить аналогичные случаи из своей жизни, когда Вам приходилось мобилизоваться для решения каких-то задач. Свой успешный опыт Вы можете смело применить и в сетевом маркетинге. Главное – воссоздать внутри себя атмосферу творческого поиска.

Помните, библейское: «Вначале было слово»? Но какое именно слово имеется в виду, от нас тщательно скрывается. Нам же остается только догадываться. Лично я предполагаю, что слово это «ЦЕЛЬ».

МОЙ САЙТ

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Прочитала с большим интересом!
Вы очень хорошо пишете,не оторвешься.
Согласна,главное-иметь четкую и,в принципе,достижимую цель.

Виктория комментирует...

Отличный пример!